Сведение ударных (Drums mixing)

Стандартный

0

В своей предыдущей записи, посвящённой ударным — Запись ударной установки — я обещал рассказать о том, что делать с уже готовыми, записанными дорожками ударных, как их обрабатывать, какие методы применять, на что обращать внимание, от чего отталкиваться. Сегодня я своё обещание выполняю, далее речь пойдёт о сведении ударных инструментов.

Ритм-секция — это пульс, это жизнь и энергия всей композиции. От того как будут звучать в итоговом миксе ударные, зависит очень многое. Слишком мягкие, они могут развалить композицию, превратив её в непонятное, бесформенное желе. Слишком грубые, резкие и торчащие — отвлекут внимание слушателя на себя, перебивая гармонию всех остальных инструментов. Наша задача — не просто обработать треки ударных инструментов, а удачно вписать их в итоговый микс, соединив с другими инструментами в нужных пропорциях.

Итак, приступим

Для примера я выбрал вполне обыкновенный рисунок ударных в стиле classic rock. Эти ударные были записаны в живую, и надо отметить, что записаны были достаточно грамотно и профессионально. Единственное, что немного не вписывается в общую теорию — это то, что трек комнаты (Room) был записан в моно. Но, не беда, мы вполне сможем обойтись и этим.

Послушаем как звучат эти ударные без обработки (далее я буду использовать общепринятые обозначения: dry — «сухой» сигнал, не обработанный; wet — после обработки):

 

Вот в таком виде (рис. 1) был мой проект. Как видите, мы имеем 6 аудио треков, 2 из которых записаны в стерео (Toms и Overheads), остальные — в моно.

1
Рис. 1. Общий вид проекта.

Master Out

Первое, что я сделал — отрегулировал громкость и панораму каналов, настроив их должным образом. Я слегка понизил громкость хэта, потому как он несколько выделялся из общего звучания, и увёл регулятор панорамы на 36% влево (т.к. сессия ударных записана от лица барабанщика, это легко проверить, послушав расположение инструментов на стерео-треках). Так же, я слегка ослабил громкость канала room, недостающую часть акустики помещения я впоследствии скорректирую собственным ревербератором.

Далее — эффекты мастер-шины. Я сразу же настроил компрессор, чтобы придать всей партии ударных более плотное и слитное звучание. Wawes SSL Compressor (рис. 2) я настроил таким образом, чтобы уровень компрессии составлял 2–4 дБ в самых громких частях композиции, этого вполне достаточно. Кроме того, после мастер-фейдера я установил стандартный лимитер — Wawes L2 (рис. 3), чтобы предотвратить ненужное клиппирование уровня.

2
Рис. 2. Компрессор на мастер-шине — Waves SSL.

3

Рис. 3. Лимитер — Waves L2.

Большой барабан (Kick)

Оригинальный «dry» звук большого барабана:

 

Последовательность эффектов большого барабана вы можете видеть на рис. 4.

4
Рис. 4. Канал большого барабана (Kick).

Для начала я решил сформировать частотную составляющую звука большого барабана эквалайзерами, а уже потом регулировать его динамические составляющие. Первым в списке эффектов идёт стандартный эквалайзер — Waves REQ (рис. 5). С помощью высокочастотного фильтра я убрал лишний шум ниже 50 Гц, чтобы он не мешал полезному сигналу. Глубокий вырез на частоте 400 Гц позволил мне избавиться от «картонного» звучания, сделав звук большого более собранным и акцентированным. Обязательный подъём высоких частот дал мне хорошо заметный «щелчок», который будет пробиваться в миксе и дополнять низкий звук большого барабана.

5
Рис. 5. Эквалайзер — Waves REQ.

Waves PuigTec EQP1A (рис. 6). Как вы могли заметить, предыдущим эквалайзером REQ я совершенно не трогал низкочастотную составляющую удара барабана. Сделал я это намеренно, чтобы добавить низких именно «пультеком». Мне нравится тот окрас, который он придаёт звуку, нравится его характер. Я лишь слегка добавил низких с центральной частотой 60 Гц, одновременно, на 2 дБ ослабив их влияние на весь остальной сигнал.

6
Рис. 6. Эквалайзер — Waves PuigTec.

В записанном сигнале большого барабана очень много проникающих звуков других инструментов (малого барабана, хэта, тарелок). Я решил убрать часть этих шумов с помощью обычного гейта (рис. 7). Заметьте: перед нами не стоит задача полностью изолировать звук большого барабана, нет, иначе он станет «стерильным» и неинтересным. В проникающих шумах нет ничего плохого, напротив, они дают больше объёма, больше акустики, поэтому я убрал лишь часть шумов, естественно, оставив весь полезный сигнал большого барабана. Как видите, атака у гейта очень короткая, для того, чтобы он начинал работать сразу же после того, как через него пройдёт сигнал, практически без задержки. Релиз 80 мс — стандартный, примерно столько длится в среднем удар большого барабана, после него гейт закрывается.

7
Рис. 7. Гейт — Waves C1 gate.

В качестве компрессора я использовал Waves CLA-76 (рис. 8) — цифровая версия знаменитого 1176. Довольно продолжительное время атаки — для того, чтобы начальный щелчок проходил не тронутым, а компрессор воздействовал на тот звук, что идёт за ним. Минимальное время восстановления — чтобы звук большого оставался чётким и резким. Ручки input и output настраиваются таким образом, чтобы степень компрессии достигала в пиках 7–10 дБ, а уровень сигнала оставался прежним.

8
Рис. 8. Компрессор — Waves CLA-76. Отличная эмуляция аналогового UA1176.

Обработанный «wet» звук большого барабана:

Малый барабан (Snare)

Snare dry:

 

Его звук формирует цепочка из трёх эффектов: гейт, компрессор и эквалайзер (рис. 9). Обрабатывая малый барабан, я намеренно расположил эквалайзер после компрессора, чтобы добавить остроты и полноты, уже готовому, динамически сформированному звуку.

9
Рис. 9. Канал малого барабана (Snare).

Гейт, так же как и в случае с большим барабаном — отсекает ненужный нам шум, вместе с тем, оставляя некоторые проникающие звуки (рис. 10). Время атаки гейта достаточно короткое — 1 мс, этого достаточно, чтобы указать гейту когда нужно начинать работать. Время восстановления — 50 мс, полностью пропускает удар малого барабана.

10
Рис. 10. Гейт — Waves C1 gate.

Основная задача компрессора на треке малого барабана — сделать его звук более плотным, более сбитым. Waves C1 (рис. 11) прекрасно для этого подходит ввиду своей наглядности и гибким настройкам.

11
Рис. 11. Компрессор — Waves C1.

Ранее я уже писал, что основной тон малого барабана обычно сосредоточен в области низкой середины, а именно 230–260 Гц. Я слегка усилил эту область с помощью эквалайзера Waves REQ (рис. 12), чтобы рабочий приобрёл округлость звучания. Так же, я приподнял частоты в районе 6 кГц для пробивного, хлёсткого звука малого барабана. Благодаря этому он стал лучше сидеть в миксе.

12
Рис. 12. Эквалайзер — Waves REQ.

Snare wet:

Хай-хет (Hats)

Hats dry:

 

Звук хай-хета изначально был очень хорошим, поэтому никаким кардинальным изменениям я его не подвергал, стараясь сохранить начальное звучание (рис. 13).

13
Рис. 13. Канал Хай-хэта (Hats).

Эквалайзером Waves REQ (рис. 14) я удалил все лишние частоты ниже 800 Гц, чтобы отделить звук хай-хета от остальных инструментов. В области 2,5 кГц были небольшие резонансы и я слегка прибрал эти частоты, а основной тон (4 кГц) и так называемый «воздух» (10 кГц) я усилил, чтобы дать звуку хай-хета больше реалистичности.

14
Рис. 14. Эквалайзер — Waves REQ.

Компрессор Waves C1 (рис. 15) настроен таким образом, чтобы начальная составляющая звука хай-хета (5 мс) проходила через него без компрессии, создавая тем самым более отчётливое звучание.

15
Рис. 15. Компрессор — Waves C1.

Hats wet:

Том-томы (Toms)

Toms dry:

 

Появляются они в перебивках, дополняя звучание малого барабана. Они уже правильно панорамированы на стерео-треке, нам остаётся лишь сформировать нужное звучание (рис. 16).

16
Рис. 16. Канал Том-томов (Toms).

Стандартный гейт Waves C1 gate (рис. 17) по аналогии с предыдущими треками — убирает ненужный нам шум. Настройки атаки и релиза такие же, как на рабочем барабане.

17
Рис. 17. Гейт — Waves C1 gate.

Так как в партии присутствует звучание напольного тома, я установил обрезной высокочастотный фильтр эквалайзера REQ (рис. 18) на 50 Гц, чтобы не задеть нижнюю составляющую основного тона, и одновременно убрать суб-низ. Лёгкое ослабление области 300 Гц позволило избавиться от среднечастотного гула, а подъём в районе 6000 Гц делает томы более выразительными и заметными в миксе.

18
Рис. 18. Эквалайзер — Waves REQ.

Компрессия том-томов осуществляется плагином Waves CLA-76 (рис. 19). Максимальная атака и минимальное время восстановления дают очень хороший результат на томах. Общий уровень компрессии не превышает 7 дБ.

19
Рис. 19. Компрессор — Waves CLA-76.

Toms wet:

Верхние (Overheads)

Overheads dry:

 

Верхние и комната — два трека, которые полностью формируют акустику всех ударных, поэтому к их обработке следует подходить особенно серьёзно. Звук верхних в нашем случае обрабатывается двумя эквалайзерами и компрессором (рис. 20).

20
Рис. 20. Канал Верхних (Overheads).

Первый эквалайзер Waves REQ (рис. 21) освобождает низкие и средние частоты трека. Мне очень нравится подобная обработка верхних, она позволяет добиться максимально слитного звучания ударных и избежать частотных конфликтов. Однако, простого обрезного фильтра в данном случае недостаточно, поэтому после него я помещаю обычный bell фильтр с очень малым значением Q. «Воздух» в районе 10 кГц приподнят, так же как и на хай-хетах.

21
Рис. 21. Эквалайзер — Waves REQ.

Компрессор Waves C1 (рис. 22) по-сути, настроен так же, как и для хай-хета, потому как их звучание во многом схоже.

22
Рис. 22. Компрессор — Waves C1.

Второй эквалайзер REQ (рис. 23) освобождает средние частоты в районе 2,5 кГц, чтобы звук рабочего не так сильно торчал на этом треке.

23
Рис. 23. Эквалайзер — Waves REQ.

Overheads wet:

Комната (Room)

Room dry:

 

Не смотря на то, что трек комнаты в нашем случае записан в моно, он всё-равно в должной степени участвует в формировании акустики ударных. Я решали сохранить лишь часть оригинальной акустики, а всё остальное добавить за счёт отдельного ревербератора, поэтому я слегка понизил уровень громкости комнаты (рис. 24).

24
Рис. 24. Канал Комнаты (Room).

Никаких частотных корректировок я не совершал, только потому, что посчитал оригинальный звук комнаты вполне удовлетворительным. Однако, естественно, убрал весь лишний низ с помощью высокочастотного фильтра эквалайзера Waves REQ (рис. 25).

25
Рис. 25. Эквалайзер — Waves REQ.

Настройка компрессора С1 (рис. 26) в треке комнаты существенно отличается от остальных в этом миксе. Это обусловлено тем, что нам нужно сохранить больше живой акустики, и меньше акцентировать внимание на артефактах самой компрессии. Поэтому я выставил атаку равной 20 мс, и минимальное время восстановления. Кроме того, параметр Ratio 10:1 указывает на то, что этот компрессор по характеристикам ближе к лимитеру.

26
Рис. 26. Компрессор — Waves C1.

Room wet:

Drum Bus

Итак, основное звучание ударных уже сформировано, но это лишь половина пути. Сейчас перед нами стоит задача сделать их более слитными, объединить все эти звуки, чтобы они звучали вместе, как единый инструмент, а не каждый сам по себе. Очень хорошее средство для этого — компрессия общей шины, поэтому все треки ударных посланы на шину Drum Bus, с установленным в ней Waves CLA-2A (рис. 27).

27
Рис. 27. Канал обшей шины (Drums).

По моему мнению, компрессор CLA-2A (рис. 28) идеально подходит для общих шин, на которых нужно сформировать групповое звучание суб-микса в составе основного трекинга. Параметры Gain и Peak reduction этого компрессора установлены таким образом, чтобы общий уровень компрессии не превышал 5 дБ, а уровень громкости на выходе стал чуть выше.

28
Рис. 28. Компрессор — Waves CLA-2A.

Реверберация (Drum Hall)

Наши ударные уже звучат вполне сносно, но как-то сухо и безжизненно… Не удивительно, мы, ведь, убрали часть оригинальной акустики. Настало время её вернуть и добавить своей. Для этого я создал FX-канал и установил в него ревербератор Lexicon LexHall (рис. 29). Обычно для группы ударных используют ревербератор типа Room или Small Plate, но я решил добавить в ударные чуточку стиля знаменитых Stone Sour, чьё звучание в треке «Say You’ll Haunt Me» считаю настоящим эталоном звука ударных в рок-композициях. Поэтому в качестве основной настройки я использовал короткий холл.

29
Рис. 29. FX-канал (Drum Hall).

В самом ревербераторе (рис. 30) я нашёл отличный пресет, который идеально подошёл к нашим ударным, единственное, что я поменял — это время предварительной задержки, установив его на 7 мс.

30
Рис. 30. Ревербератор — Lexicon LexHall.

Эквалайзер Waves REQ (рис. 31), который идёт в FX-канале сразу после ревербератора, убирает низкие частоты в хвосте и слегка прибирает высокие shelf-фильтром.

31
Рис. 31. Эквалайзер — Waves REQ.

Все треки отправлены на ревербератор через send-посыл с разными уровнями. Наибольший уровень, конечно у рабочего и том-томов, в большей степени реверберация нужна им, затем идёт хай-хэт, верхние, комната, и, наконец, самый низкий уровень посыла у большого барабана.

Теперь мы можем послушать и сравнить две версии микса: dry и wet

dry:

 

wet:

 

Вот, собственно, и всё… Но, постойте! Многие из вас могут сказать, что получившийся звук ударных какой-то странный, не такой, как в других песнях, с какими-то артефактами и т.п. Вспомните, что я писал в самом начале статьи:

Наша задача — не просто обработать треки ударных инструментов, а удачно вписать их в итоговый микс, соединив с другими инструментами в нужных пропорциях.

Не важно как звучат ваши инструменты в соло, каждый по отдельности. Важно то, как они звучат все вместе в готовой композиции. И если мы добавим нашим ударным ещё инструментов, то зазвучат они так, как и должны.

Drums Session full mix

Добавить комментарий

